бесплатная предварительная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Бесплатная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Использование чужих логотипов

Мадрих - Юридическая компания

Содержание статьи

Понятие логотипа в законе не зафиксировано, данное слово выступает в качестве обывательского обозначения товарного знака либо знака обслуживания. Товарный знак представляет обозначение в виде изображения, букв, надписи, которое предназначено индивидуализировать товар среди иных товаров и обозначить конкретного производителя, продавца.

После регистрации компания, зарегистрировавшая «логотип», приобретает право на его использование, причем такое право – исключительное. Закон не дозволяет пользоваться чужими логотипами без разрешения правообладателя, за некоторыми исключениями.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с использованием чужих логотипов, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Незаконное использование логотипа

Не допускается использовать чужие логотипы:

      • на этикетках, на упаковках товаров, на самих товарах, ввозимых в Россию,
      • на товарах в ходе продажи на ярмарке,
      • на товарах, выставленных на выставке,
      • при оказания услуги,
      • при выполнения работы;
      • на документах, которые оформляются для введения товара в оборот в РФ;
      • в рекламных материалах, включая штендеры, растяжки, табло,
      • на вывесках,
      • в предложениях товаров, услуг, работ,
      • в объявлениях;
      • в Интернете, в доменных именах.

Важно! Запрещено использовать не только чужие логотипы, но и логотипы, похожие на чужие, зарегистрированные логотипы.

Для того, чтобы суд признал нарушение установленным, не требуется фактического смешения – достаточно угрозы смешения, наличие сходства. Для определения сходства, на практике, обладатели прав на логотипы обращаются за проведением опросов общественного мнения, проводят экспертизы и получают заключения оценщиков.

Однако суды, как правило, критически настроены по отношению к досудебным заключениям, поскольку обе стороны зачастую приносят противоположные заключения, полученные у лояльных каждой стороне специалистов. Поэтому по подобным спорам назначаются судебные экспертизы, чьи заключения кладутся в основу решений судов.

Ответственность за использование чужих логотипов

Правообладатель, обнаружив в продаже товары, помеченные его логотипами или похожими логотипами, вправе предпринять меры по пресечению таких действий конкурентов:

Обратиться с жалобой в антимонопольную службу

Антимонопольная служба, проверив обстоятельства, выдает предписание об устранении нарушений, при его неисполнении инициирует принудительное устранение и приведение товаров в должный вид.

Обратиться в суд

Правообладатель в суде волен выбирать требования: либо просить взыскать с ответчика, использовавшего логотип без разрешения правообладателя, убытки, доказывая их размер, связь между действиями ответчика и ущербом, либо просить компенсацию.

Закон устанавливает следующие размеры компенсаций за использование чужого логотипа:

      • 10 тыс. – 5 млн. рублей;
      • Двойная стоимость товаров с чужим логотипом;
      • Двойная стоимость использования логотипа.

«Вилка» по первому варианту компенсации довольно значительна, в связи с чем суд в каждом случае отдельно учитывает все обстоятельства, принимая во внимание такие моменты, как:

      • Срок использования чужого логотипа,
      • Вину ответчика,
      • Допускал ли ответчик ранее использование чужих логотипов,
      • Возможные убытки истца,
      • Иные обстоятельства.

Правообладатель вправе просить опубликовать решение суда в подтверждение нарушения своего права на логотип, изъять товары с логотипами на этикетках, коробках, убрать логотипы с вывесок, из интернета, прекратить использовать доменное имя и пр.

Важно! Товары с чужими логотипами изымаются из оборота на средства нарушителя.

Однако, если товар помечен чужим логотипом, но представляет интерес для общества (скажем, лекарственный препарат), такой товар не подлежит уничтожению. С него закон предписывает удалить чужой логотип и далее пустить в оборот.

Известны случаи, когда лицам удавалось добиться возврата конфискованных товаров по причине отсутствия доказательств у правообладателя прав на логотипы или вследствие доказательства подлинности товаров. Однако даже добросовестные продавцы, которые приобрели товары с чужими логотипами и не подозревали о нарушении прав на таковые, остаются без товаров, поскольку они при использовании в коммерческих целях изымаются вне зависимости от добросовестности.

У добросовестного покупателя-продавца товар с чужим логотипом не конфискуется в случае использования товара в быту.

Важно! При выявлении повторных случаев использования чужих логотипов прокурор вправе инициировать в суде дело о принудительной ликвидации такой недобросовестной компании.

Для нарушителей, использовавших чужие логотипы без разрешения и в отсутствие договора с правообладателем, предусмотрены внушительные штрафы:

      1. За использование чужого логотипа – гражданам 5-10 тыс. рублей, должностным лицам 10-50 тыс. рублей, компаниям 50-200 тыс. рублей;
      2. За сбыт и производство в этих целях товара с чужим логотипом – гражданам – двойная стоимость товаров, должностным лицам – тройная стоимость (минимум – 50 тыс. рублей), компаниям – пятикратная цена товаров (минимум сто тысяч рублей).

В обоих случаях происходит конфискация самого товара и оборудования, на котором он производится или произведен.

Основным элементом по подобным делам выступает вина нарушителя. В отсутствие таковой привлекать к ответственности не допускается. Так, если компании ошибочно поставлен контрафактный товар вместо товара по подписанному контракту, который задержан на таможне, такая компания, по выводу суда по похожему делу, не отвечает за нарушение прав на логотип в силу отсутствия вины.

Если же последствия использования чужого логотипа перевалили за 250 000 российских рублей, возбуждается уголовное дело (ст. 180 УК РФ).

Как следует из приведенных норм, ответственность за использование чужих логотипов значительна, законом установлены крупные компенсационные выплаты в целях пресечения подобных действий и формирования добросовестной конкуренции на рынке.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Бесплатная предварительная консультация

Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.