бесплатная предварительная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Бесплатная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Недобросовестная реклама

Мадрих - Юридическая компания

Законодательство о рекламе, включая ФЗ РФ «О рекламе», регулирует данную сферу и следит за недопущением злоупотреблений субъектами рынка. В связи с этим Закон о рекламе устанавливает требования к рекламе – ее содержанию, форме, виду, – и предписывает их соблюдать каждому рекламодателю и рекламораспространителю.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с недобросовестной рекламой, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Важно!Реклама в России обязана отвечать признакам добросовестности и достоверности.

Закон прямо запрещает недобросовестную и недостоверную рекламу. К недобросовестной рекламе относится:

  • Сравнение товара с товарами другого производителя или продавца;
  • Порча деловой репутации конкурента, честь и достоинство гражданина;
  • Реклама товара, в отношении которого запрещена реклама конкретным способом, в определенное время или в конкретном месте, при этом это делается под видом рекламы другого товара, чей товарный знак или знак обслуживания схожи до степени смешения или даже тождественны со знаками соответствующего товара;
  • Реклама товара, запрещенного к рекламе;
  • Всё, что можно квалифицировать как акт недобросовестной конкуренции.
  1. Некорректные сравнения – одно из популярных нарушений, поскольку желание выделить свой товар, принизив товары конкурентов, вполне понятно и порой перевешивает здравый смысл. Судами признавались некорректными действия в виде размещения перечеркнутого товара конкурента, аналогичного рекламируемому товару, с надписью «Подделка». Цель такой рекламы - создать у потребителей впечатление, что только товары рекламодателя представляют собой подлинники и нигде в другом месте нельзя приобрести аналоги, что судом принято как недобросовестное поведение. Суды рассматривали как недобросовестную рекламу и материалы с указанием на то, что рекламируемый товар по техническим характеристикам превосходит товар другого продавца, в то время как по факту это был один и тот же товар, а реклама вводила покупателей в заблуждение.
  2. Реклама порочит деловую репутацию, если в ней содержатся ложные сведения, способствующие снижению доверия у покупателей к данному продавцу. В частности, в судебной практике недобросовестной признавалась реклама, содержащая указание на несоблюдение конкретной организацией сроков поставки товаров и призывающая заказывать товары только у рекламодателя.
  3. Тождественные товарные знаки в рекламе направлены на введение покупателя в заблуждение и смятение, в результате которого он провоцируется на приобретение товара у рекламодателя вместо реального обладателя прав на товарный знак. Однако не во всех случаях тождество выступает безусловным основанием к признанию рекламы недобросовестной. Известен случай, когда производитель минеральной воды требовал признать недобросовестной рекламу конкурента, которым указан схожий номер воды и использован схожий товарный знак, однако суд отказал в иске, посчитав, что рекламируются два разных вида воды, поэтому сходство в рекламе неизбежно.
  4. Реклама запрещенного товара под видом рекламы производителя или продавца направлена на избежание прямого запрета к рекламе таких товаров, как наркотики, взрывчатка, табак, кальяны, аборты, товаров, в отношении которых у продавца нет сертификатов и регистрационных удостоверений.

Важно! Реклама компании, не имеющей лицензии на оказание услуги, — недобросовестная реклама.

  1. Недобросовестная конкуренция в рекламе выражается в нарушении правил конкуренции, в частности:
    • Дискредитация – такая реклама содержит неверные, неточные сведения о конкуренте, качестве его товаров, работ, услуг, количестве товаров, их цены и прочих условий продажи;
    • Введение в заблуждение о свойствах товара, способах его использования, результатов использования товаров (в основном нарушения по данному пункту связаны с медицинскими изделиями и рекламой, гарантирующей быстрое и легкое излечение болезней);
    • Копирование внешнего вида чужого товара, фирменного стиля, этикетки при вводе аналогичного товара в оборот.

Важно! Закон не ограничивает перечень видов недобросовестной конкуренции, поэтому антимонопольный орган вправе усмотреть нарушение законодательства о рекламе и при иных действиях, говорящих о недобросовестности.

Ответственность за недобросовестную рекламу

Согласно статье 14.3 КРФоАП, за нарушение законодательства о рекламе следует административная ответственность:

  1. штраф для граждан составляет 2-2,5 тыс. рублей,
  2. штраф для должностных лиц– 4-20 тыс. рублей,
  3. штраф для компаний еще выше – 100-500 тыс. рублей.

Рекламодатель, допустивший действия по недобросовестной рекламе, помимо указанной ответственности может привлекаться по статье 14.33 за недобросовестную конкуренцию, которая предусматривает:

  • для должностных лиц штраф 12-20 тысяч рублей,
  • для организаций штраф 100-500 тысяч рублей.

Кроме того, конкурент, чьи права затронуты актом недобросовестной рекламы, вправе инициировать судебное дело и просить в суде опровержения ложных сведений в форме контррекламы, возмещения убытков, упущенной выгоды.

Важно! Истцу придется доказать в суде связь между недобросовестной рекламой и заявленными ко взысканию убытками.

Гражданин вправе требовать компенсации морального вреда, причиненного ему вследствие недобросовестной рекламы ответчика.

Антимонопольный орган в рамках своей деятельности вправе осуществлять проверки в отношении рекламных материалов и при выявлении факта недобросовестной рекламы выдавать предписания об устранении нарушений.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Бесплатная предварительная консультация

Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.