бесплатная предварительная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Бесплатная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Ограничение конкуренции

Мадрих - Юридическая компания

Содержание статьи

ФЗ РФ 135 принят в целях соблюдения интересов всех участников рынка и недопущения злоупотреблений при продаже товаров. Данный закон содержит ряд положений, направленных на поддержание баланса на рынке с помощью здоровой конкуренции.

Под конкуренцией понимается такое положение, при котором субъекты рынка находятся в здоровом соперничестве друг с другом. При этом продавцы и покупатели на рынке своими действиями не позволяют кому-то одному оказывать существенное влияние на условия обращения товаров на рынке.

Закон не допускает создание:

Дискриминационных условий, т.е. таких условий, при которых доступ на рынок, продажа товаров, их приобретение, обмен и иные действия производятся не на равных условиях с иными участниками рынка.

Недобросовестной конкуренции, выражающейся в действиях для достижения преимущества на рынке, которые наносят или потенциально могут нанести ущерб конкурентам и не соответствуют:

  • Закону;
  • Деловому обычаю;
  • Представлениям о добропорядочности;
  • Разумности, справедливости.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ограничением конкуренции, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Монополистической деятельности, представляющей злоупотребления доминирующим положением со стороны участников рынка или их объединения, заключение ими соглашений, совершение согласованных действий в нарушение закона.

Важно! Закон запрещает заключать соглашения, которые направлены на ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции 135 ФЗ

ФЗ № 135 в целях недопущения противоправных действий конкретизирует признаки ограничения конкуренции и выделяет следующие критерии:

  • Сократилось количество участников рынка, не объединенных в одну группу;
  • Происходит рост цены на товар без привязки к изменению объективных условий на рынке;
  • Происходит снижение цен на товары опять же без воздействия объективных факторов;
  • Участники рынка, не объединенные в группу, отказываются от продолжения деятельности в одиночку;
  • Заключено соглашение между участниками рынка, которое закрепило общие условия по обращению товаров на рынке;
  • Общие условия обращения товара стали регулироваться вследствие согласованных действий участников рынка или выполнения обязательных указаний конкретного лица;
  • Обнаружены прочие признаки, направленные на формирование у участника рынка или объединения участников фактической возможности влиять на обращение товара;
  • Органы государственной власти или муниципалитеты установили особые требования к обращению товаров, которые не предусмотрены федеральным законом.

Для недопущения указанных выше действий ФЗ 135 ввел понятие вертикального соглашения, определив его как соглашение нескольких участников рынка, по которому один участник товар получает, а другой такой товар продает или иным образом передает, если такие действия ведут к формированию цены перепродажи (кроме случаев с установлением для покупателя цены перепродажи «по максимуму») или запрещают покупателю продавать товар конкурента продавца.

Важно! Запрет на вертикальные соглашения не работает в случае, когда продается товар под товарным знаком.

Таким соглашением признается договоренность, в результате которой:

  • Установлены цены, тарифы, наценки;
  • Поддерживаются на нужном уровне цены, тарифы, наценки;
  • Изменяется или сохраняется на нужном уровне цена на торгах;
  • Рынок поделен по территориям, объемам закупа или реализации товаров, по ассортименту или в зависимости от состава заказчиков, покупателей;
  • Производство конкретного товара сокращается или полностью останавливается;
  • Участники рынка отказываются заключать договоры с конкретными лицами;
  • Заключено вертикальное соглашение.

Кроме того, ФЗ 135 запретил заключать манипулятивные соглашения на оптовых или розничных рынках электроэнергии, участникам коммерческой, технологической инфраструктур, сетевикам.

Закон запрещает подписывать и иные соглашения, которые направлены на ограничение конкуренции (договоренности о навязывании нужных одной стороне, но невыгодных второй стороне условий, фиксирование разных цен на аналогичные товары и т.д.), препятствуют доступу на рынок, выходу из рынка или навязывают членство в объединениях.

Ограничение конкуренции органами власти

Помимо запретов для непосредственных участников рынка закон ввел ограничения и в части действий со стороны органов власти, влияющих на положение на рынке и способных «возвысить» одних участников в ущерб остальным или даже экономике страны.

Так, указанным органам, госфондам, Центробанку запрещены действия, бездействие, принятие актов, направленных на ограничение конкуренции, включая, но не ограничиваясь:

  1. Ограничение или полный запрет к созданию и деятельности участников рынка в отдельной сфере;
  2. Препятствия к ведению деятельности, в том числе с помощью необоснованных требований;
  3. Препятствия к перемещению товаров по территории России;
  4. Определение очередей поставок товаров и пр.

Уголовная ответственность за ограничение конкуренции

В некоторых случаях за ограничение конкуренции возможно привлечение к уголовной ответственности.

Важно!Основным критерием для уголовного преследования выступает причинение крупного ущерба – свыше 10 000 000 рублей, - или извлечение крупного дохода – свыше 50 000 000 рублей.

Однако даже при столь значительных суммах закон позволяет избежать ответственности участнику картеля, который первым обратится в правоохранительные органы, предоставит информацию о преступлении, активно поможет расследованию и возместит причиненный вред.

Ограничение конкуренции ст 178 УК РФ

Действия, направленные на ограничение конкуренции и совершенные с помощью  соглашения в картеле, влекут ответственность по ст. 178 УК РФ в виде штрафа, принудработ, запрета на занятие должностей или даже лишения свободы, если они связаны с указанными выше ущербом или доходом.

При причинении более значительного ущерба или получении дохода выше указанного наказание за нарушения ужесточается, в частности, виновному грозит до шести лет лишения свободы.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Бесплатная предварительная консультация

Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.