бесплатная предварительная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Бесплатная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Ответственность заказчика за неисполнение обязательств

Мадрих - Юридическая компания

Участие в конкурентных закупочных процедурах – одна из популярных отраслей экономических отношений. Некоторые организации сотрудничают исключительно с государством, заключая госконтракты в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Однако взаимоотношения с государством не гарантируют добросовестного поведения сторон контракта, в частности заказчика. Ранее заказчики действительно более ответственно относились к своим обязанностям. В последнее время они все чаще злоупотребляют своими права, в частности, с целью получения экономической выгоды для бюджета в виде начисления неустоек, штрафов поставщику (подрядчику).

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ответственностью заказчика за неисполнение обязательств, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Рассмотрим возможные нарушения со стороны госзаказчика, ответственность, предусмотренную за такое поведение, а также определим порядок действий поставщика для урегулирования возникшего разногласия. Проанализируем, прежде всего, возможные нарушения на этапе исполнения контракта.

На этом этапе могут быть допущены следующие нарушения:

  • неоплата выполненной работы (оказанной услуги, поставленного товара);
  • невыполнение встречной обязанности по госконтракту, которое препятствует исполнению контракта;
  • уклонение от приемки работы (товара, услуги)
  • неоказание иного содействия.

Самым распространенным, пожалуй, нарушением со стороны госзаказчика является неоплата результата работ (услуг, товара) по госконтракту. Такая ситуация чревата для заказчика взысканием суммы долга и неустойки в судебном порядке, а также административной ответственностью для должностного лица госзаказчика в виде штрафной санкции в размере 30 тысяч рублей. Заметим, что административная ответственность вероятна только в случае, если закупка производится по гособоронному заказу.

Если госзаказчик не оплатил работы (товары, услуги), необходимо обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании суммы задолженности по госконтракту и неустойки. Не забудьте за 30 дней до обращения в суд направить заказчику претензию с требованием оплатить работы и неустойку – иначе суд оставит иск без рассмотрения.

Неустойка рассчитывается в соответствии с законом о госзакупках и составляет 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) за каждый день просрочки. При расчете неустойки сумма получается не очень большой, она ставится в зависимость от суммы контракта и времени просрочки.

Встречные обязательства могут считаться заказчиками невыполненными, в случае, например, непередачи определенной вещи, непредоставления информации, без которых выполнение работы (услуги, поставки товара) по контракту невозможно или затруднительно.

На практике в таком случае поступают следующим образом: направляют госзаказчику письмо-требование выполнить данную обязанность с установлением срока. Если в указанный срок необходимые действия не будут совершены, то следует направить госзаказчику письмо-уведомление о прекращении (приостановлении) работы до выполнения им встречной обязанности. С госзаказчика могут быть также взысканы убытки, причиненные неисполнением встречной обязанности.

Непредоставление содействия заказчиком похоже на невыполнение встречных обязанностей. Гражданское законодательство предусматривает обязанность госзаказчика оказывать содействие в исполнении договора, в порядке и на условиях им установленных. Проблема в том, что часто в госконтракте не указывают, какое конкретное содействие обязан предоставить заказчик, описывают только общие черты. Поэтому на практике взыскать убытки, причиненные неоказанием содействия, очень сложно.

Распространены и случаи, когда госзаказчик уклоняется от приемки работы (товара, услуги).

Согласно гражданскому законодательству заказчик обязан предпринять все меры, направленные на приемку работы (товара, услуги). Если после уведомления о готовности к приемке (поставке), работа (услуга, товар) не принимается, подрядчик вправе принять работы в одностороннем порядке. Принудительно выполнить поставку невозможно, в данном случае придется обращаться в суд с иском о понуждении в принятии товара (услуги).

Поставщик (подрядчик), как и заказчик, имеет право на одностороннее расторжение госконтракта, если последний его допускает. Расторжение возможно и по основаниям, которые предусмотрены гражданским законодательством для контрактного вида правоотношений. К примеру, расторжение договора поставки возможно в случае грубого нарушения условий госконтракта заказчиком – неоднократного нарушения сроков оплаты товара или его невыборки.

Следует иметь в виду, что такое расторжение может повлечь взыскание ущерба, причиненного расторжением. На практике поставщики редко расторгают контракт в одностороннем порядке, поскольку включение такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков до сих пор под вопросом. И хотя законодательством это не предусмотрено, на практике такие ситуации возможны.

Также следует отметить, что в случаях вышеуказанных нарушений госконтракта заказчиком (кроме просрочки оплаты), поставщик имеет право на взыскание с госзаказчика суммы штрафа за такое неисполнение. Величина штрафа рассчитывается в виде процентов от суммы контракта на основании соответствующего постановления правительства.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Бесплатная предварительная консультация

Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.