бесплатная предварительная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Бесплатная
консультация

8 495 118-24-82 Москва и область
8 812 425-67-81 Санкт-Петербург и область

Защита товарного знака

Мадрих - Юридическая компания

Содержание статьи

Исключительное право владельца торговой марки либо бренда — применение на законных основаниях собственного товарного знака и запрет на использование его иными лицами.

В России можно ставить вопрос о защите исключительного права на товарный знак лишь после официальной регистрации на законодательном уровне. С момента выдачи юрид. лицам и ИП свидетельства на товарный знак, он охраняется международными конвенциями и российским законом.  

Незаконное применение торговой марки — одно из актуальных видов нарушений, которые относятся к авторскому и смежным правам. Чтобы бренд получил известность, вкладывается немало средств, на завоевание безупречной репутации компании уходят годы.  

В п. 14 ст. 1225 ГК РФ указано, что товарные знаки относят к охраняемым результатам средств индивидуализации. Ст. 1484 ГК РФ устанавливает исключительное право юрид. лица на зарегистрированную торговую марку, а ст. 1515 ГК РФ определяет ответственность за незаконное применение товарного знака. Согласно п. 3 упомянутой статьи правонарушитель должен убрать незаконно использованный знак с материалов, сопровождаемых оказанием услуг, включая  документацию, вывески и рекламу. Обычно в спорах о правовой защите исключительных прав на товарный знак правообладатели требуют от суда обязать нарушителя компенсировать ущерб в размере, который предусмотрен ст. 1515 ГК РФ.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с защитой товарного знака, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Способы защиты товарного знака

Отечественное гражданское законодательство содержит открытый список способов защиты исключительного права на товарный знак. В частности, ст. 1252 ГК РФ отмечает, что при нарушении исключительных прав владелец торговой марки вправе обратиться в судебный орган с указанием требований:

  1. о признании права;
  2. прекращении действий, которые нарушают право или создают угрозу его нарушения;
  3. компенсации убытков;
  4. изъятии противоправных материалов;
  5. публикации постановлении судебного органа о допущенном правонарушении с указанием настоящего правообладателя.

Регистрация в Роспатенте

В первую очередь требуется выяснить, не воспользовался ли выбранным вами товарным знаком кто-нибудь еще. Кроме того, если вы опоздали, то есть торговая марка уже зарегистрирована, требуется поискать товарные знаки в системе других брендов. Для этого служит международная и российская база товарных знаков.

Важно! Эффективный способ выбора и получения охраны товарного знака — обращение с таким вопросом к профессионалу. Патентный поверенный поможет подобрать приемлемый логотип либо слово, подробно проконсультирует, как зарегистрировать товарный знак.

При этом заявку на регистрацию в Роспатент вправе подать юрид. лицо и ИП. Патентный поверенный может представлять интересы заявителя на основании доверенности, которая выдана ему последним.

После обращения на регистрацию проводят экспертизу заявки на соответствие требованиям норм закона и нормативной документации о товарных знаках. Период такой экспертизы установлен в один месяц. После чего назначают экспертизу заявленного обозначения, при которой проверяют соответствие торгового знака определенным требованиям закона, приоритет.

Если Роспатент принимает решение о регистрации, в течение 30 дней с момента получения документации об оплате заявителем госпошлины регистрируют данный товарный знак в Госреестре товарных знаков и знаков обслуживания России. На основании государственного реестра формируется официальная база товарных знаков.

Важно! Сроки регистрации товарного знака действительны в течение 10-ти лет с подачи заявки. Этот период возможно продлить правообладателем на 10-ть лет вперед, затем еще неоднократно. Законодательство не ограничивает число продлений.

Защита товарного знака в интернете

Возможны следующие варианты применения товарного знака в интернете:

  • на веб-ресурсе;
  • в электронной рассылке или письме;
  • в заголовке письма в виде названия домена либо мета-тега.

Причем на веб-ресурсе и в электронном письме возможно применение любого типа товарного знака, который предусмотрен законом: изобразительного, словесного, объемного, звукового, комбинированного и прочее.

Противоправное применение товарного знака в соответствии п. 1 ст. 46 Закона о товарных знаках влечет следующие виды ответственности:

  1. гражданскую;
  2. административную;
  3. уголовную ответственность, в том числе в интернете.

Важно! Согласно п. 4 ст. 46 Закона, правообладатель вправе требовать от лица, противоправно использующего товарный знак, денежной компенсации в сумме от 1 до 50 тыс. МРОТ, установленной федеральным законом.

Прекращение нарушения, которое заключается в незаконном применении товарного знака в интернете, имеет разное содержание в зависимости от метода использования. При незаконном применении товарного знака на веб-сайте, независимо от задач использования (реклама, предложение услуг и т.д.), происходит удаление материала, который содержит указание на логотип, торговую марку из наполнения (контента) веб-сайта.

При использовании товарного знака в заголовке либо тексте письма, ликвидация нарушения производится путем удаления обозначения бренда из заголовка или содержимого контента, за счет прекращения рассылок. Пресечение нарушения, который состоит в применении логотипа, бренда в доменном имени, выполняется удалением последнего из Госреестра либо передачей его регистрации обладателю исключительных прав на торговую марку.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом