Защита конфиденциальной информации, как ценного корпоративного актива, требует существенных усилий от правообладателя. Идеи крутого маркетинга и дизайна, технологии и рецептуры производства, картотеки клиентов и – все это не предусматривает автоматической защиты по закону. Хотя ущерб, который может быть причинен впоследствии правообладателю можно оценивать миллионами, иногда десятками и сотнями миллионов. Поэтому информацию предпочитают хранить в тайне. Но как обеспечить эту самую тайну в отношении неохраняемых со стороны закона сведений? Какие существуют режимы защиты, и когда информация становится коммерческой тайной? Разбираем основные моменты.
Когда информация считается конфиденциальной?
В законе о конфиденциальной информации сказано немного. Таковыми признаются любые сведения, которые стали известны третьим лицам и разглашение которых запрещено правообладателем этих сведений (п. 7 ст. 2 закона № 149-ФЗ «Об информации…»). Конфиденциальными могут быть, например, сведения о личной жизни, служебная информация, сведения связанные с коммерческой деятельностью ( Указ Президента № 188).
Иными словами, конфиденциальность – понятие общее. Это некий правовой режим, обязывающий к неразглашению информации любого характера, если ее обладатель считает ее конфиденциальной. То есть, запретил третьим лицам, которым она стала известна, ее разглашение. Конечно, конфиденциальными могут быть и сведения коммерческой тайны.
Когда информация является коммерческой тайной?
По ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (ФЗ № 98), таковыми признаются любые корпоративные и коммерчески-ценные сведения, которые в силу их секретности для третьих лиц позволяют правообладателю получить материальную выгоду. Например, повысить прибыль или уменьшить расходы на производство продукции. Но становится информация коммерческой тайной (КТ) только после того, как в ее отношении будет введен специальный режим защиты.
Получается, вот в чем разница: КТ – это всегда конфиденциальная информация. Но конфиденциальная информация – далеко не всегда является КТ.
Перечень сведений коммерческой тайны предприятие определяет самостоятельно (ч. 1 ст. 4 ФЗ № 98). Правда, есть сведения, ограничение которых недопустимо, например, сведения (ст. 5 ФЗ № 98):
- из учредительных документов;
- о загрязнении окружающей среды;
- о системе оплаты труда и составе трудового коллектива;
- о долгах по зарплате и прочие.
Как сделать информацию коммерческой тайной?
Чтобы ввести в отношении информации режим КТ, предприятие обязано принять целый комплекс мер, а именно (ч. 1 ст.10 ФЗ № 98):
- Утвердить список сведений, составляющих коммерческую тайну.
- Утвердить положение о КТ, определить порядок работы со сведениями, на которые распространяется режим КТ.
- Определить круг работников, допущенных к работе с КТ.
- Внести в трудовые договоры с сотрудниками и их должностные инструкции обязательства о неразглашении КТ.
- Папки и диски, в которых может находиться КТ, обозначить грифом «Коммерческая тайна».
После введение защитного режима, руководству также предстоит (ч. 1 ст. 11 ФЗ № 98):
- Под роспись ознакомить работников с положением о конфиденциальной информации, которая признается коммерческой тайной.
- Под роспись ознакомить их с правилами работы с КТ и ответственностью за нарушение.
- Обеспечить условия, в которых сотрудники смогут соблюдать режим КТ.
Этот минимум мер, которые должно обеспечить предприятие для введения защитного режима. Если ограничиться лишь отдельными мероприятиями, информация по закону не приобретает режим КТ.
Соглашение о неразглашении с работниками
Соглашение о запрете разглашения коммерческой тайны обычно заключается с персоналом, допущенным к работе с КТ. Его нужно заключать обязательно с теми работниками, в трудовых договорах с которыми отсутствует условие о неразглашении. Например, с сотрудниками, которые наняты до введения защитного режима. С новыми работниками условие о неразглашении можно вносить в трудовой договор.
Вот образец соглашения. Оно подписывается между работником и руководителем организации, и выступает как приложение к трудовому договору. В нем можно отобразить любые условия, о которых стороны договорятся. Например, обязательство о неразглашении после увольнения, на протяжении определенного срока.
Аналогичное соглашение имеет смысл заключить и с партнерами-контрагентами, у которых доступ к информации, содержащей КТ, возник в силу договорных отношений.
Ответственность сотрудников за разглашение конфиденциальной информации
Ответственность сотрудников нельзя урегулировать соглашением, она уже урегулирована законом. Так, в случае разглашения сведений КТ, работодатель может:
- Уволить виновного работника на основании пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК.
- Взыскать причиненный в результате материальный ущерб через суд.
- Написать заявление в полицию. В зависимости от обстоятельств, тяжести совершенного проступка и квалификации, его могут привлечь к:
- административной ответственности и оштрафовать на 5 тыс. рублей (ст. 13.14 КоАП);
- уголовной ответственности по ч. 2 ст. 183 УК и назначить наказание вплоть до 2 лет лишения свободы.