Фонд социального страхования (ФСС) уполномочен контролировать правильность страховых отчислений страхователей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В рамках своей деятельности он назначает проверки – камеральные и выездные.
Отличием камеральной проверки является то, что она проводится по месту нахождения государственного проверяющего органа. Для нее не нужно специальное разрешение, основанием служит подача отчетности.
Что проверяет ФСС
Что проверяется в ходе камеральной проверке:
- порядок расчета показателей, например стажа;
- включен ли в стаж период военной службы, получения образования;
- расходы на оплату путевок работникам в санатории;
- правильность начисления страховых взносов и т. д.
Во время проверки уплаты страховых взносов в периоды временной нетрудоспособности параллельно контролируют правильность их расходования.
Отдельной тщательной проверке подвергают листки нетрудоспособности. Инспектор ФСС уточняет:
- кто заверил правильность расчета стажа;
- даты отсутствия работника на рабочем месте по табелю и в больничном листе;
- подписи, печати;
- правильность указания наименования места работы;
- исправления;
- инициалы работника;
- факт продление больничного.
Срок камеральной проверки
Предоставленные документы ФСС проверяет в течение 3 месяцев. Когда нет нарушений, результаты проверки он никак не оформляет, индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц об этом не извещают. Если же в документах выявлены неточности и допущены нарушения, предусмотренные ФЗ-212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», то инспектор сообщает об этом страхователю с требованием представить пояснения и дополнительные документы в течение 5 дней. Если документация и объяснения не получены либо же после их рассмотрения факт правонарушения подтверждается, то на протяжении 10 дней после проверки составляют акт. Документ направляют страхователю в 5-дневный срок.
Если ИП или юридическое лицо уклоняется от получения акта, то документ направляют заказным письмом с уведомлением по месту нахождения организации либо регистрации физического лица. Датой вручения считается 6-й день с момента отправки.
Когда страхователь не согласен с изложенными в акте фактами, он имеет право дать в ФСС свои письменные возражения, приложив соответствующие доказательства в течение 15 дней с момента получения акта.
Все материалы проверки, в том числе возражения, рассматривает руководитель территориального отделения ФСС на протяжении 10 дней после окончания срока предоставления возражения. Данный период может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Страхователь либо его представитель имеет право присутствовать при рассмотрении материалов проверки. По результатам рассмотрения принимается решение:
- привлечь к ответственности правонарушителя и применить к нему предусмотренные законом штрафные санкции;
- отказать в привлечении к ответственности.
Копию решения вручают страхователю в течение 5 дней с момента принятия лично под расписку либо заказным письмом с уведомлением. Документ вступает в законную силу через 10 дней после вручения.
На основании решения ИП или юридическому лицу направляют требование уплатить пеню, недоимку или штраф, если его привлекают к ответственности за правонарушение.
Решение ФСС может быть обжаловано в судебном порядке на протяжении 3 месяцев с момента принятия.
Если вы не согласны с таким решением ФСС, то можете оспорить его в суде. В этой ситуации рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который поможет подготовить заявление и будет представлять интересы вашей организации в арбитражном суде.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.