По общему правилу, отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке, согласно гражданского законодательства, не разрешен. Но, при исполнении госконтракта согласно с 44-ФЗ и 223-ФЗ возможен такой отказ в случае грубого нарушения стороной госконтракта своих обязательств.
Одностороннее прекращение госконтракта по инициативе одной из сторон допустимо, если такое положение содержится в контракте и им предусмотрены основания для такого расторжения.
Процедура расторжения госконтракта по 44ФЗ
Расторжение госконтракта по инициативе одной из сторон подчиняется практически одинаковой процедуре для поставщика и госзаказчика.
Важно! При конкретных обстоятельствах для прекращения контракта, госзаказчик вправе расторгнуть с соблюдением конкретной процедуры.
Госзаказчик обязан опубликовать решение на официальном сайте в течение 3-х рабочих дней с момента принятия, в этот же срок направить поставщику с соблюдением правила о надлежащем уведомлении.
Надлежащим уведомлением также считается дата возврата письма госзаказчику с отметкой почты о получении письма, о неполучении письма или отсутствии по месту нахождения организации подрядчика. Если такое подтверждение получить невозможно, то датой официального уведомления считается дата по истечении 30 дней с момента публикации информации на официальном сайте.
Закон разрешает направление уведомления о расторжении контракта:
- почтовым отправлением с уведомлением о вручении,
- по факсу,
- телеграммой,
- по электронной почте с фиксацией факта получения письма.
Но, на практике только отправление почтовой связью достоверно подтверждает получение письма, поэтому на практике госзаказчики используют этот способ.
Важно! Решение о прекращении госконтракта по инициативе гозаказчка вступает в силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика.
Закон предусматривает обязанность госзаказчика отменить решение, если в течение 10ти дневного срока с момента получения поставщиком такого решения, последний устранит нарушения госконтракта, ставшие основанием для расторжения и возместит расходы на экспертизу (если она проводилась экспертами). Данное правило не применяется, если госзаказчик повторно принимает решение о прекращения госконтракта.
Важно! Расторжение госконтракта по инициативе госзаказчика влечет включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в случае полного соблюдения процедуры расторжения.
Процедура расторжения госконтракта поставщиком практически аналогичная.
Поставщик в тот же срок обязан отправить госзаказчику решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке и отменить решение о расторжении, если нарушения устранены. Публиковать на официальном сайте ничего не нужно, так как поставщик не получил доступ к данной системе.
Расторжение контракта госзаказчиком по 44-ФЗ
При определении оснований для прекращения госконтракта в одностороннем порядке руководствуются общими положениями гражданского законодательства о таком расторжении применительно к конкретным видам договорных правоотношений.
Чаще приобретение товаров, работ, услуг для нужд госзаказчиков осуществляется путем подписания договоров поставки, подряда, оказания услуг, и для каждого вида обязательств предусмотрены собственные основания для прекращения договора в одностороннем порядке.
Госконтракт подряда прекращается госзаказчиком:
- в любое время до сдачи работ госзаказчику, после уплаты госзаказчиком фактически выполненных работ и возмещения убытков;
- неустранения недостатков выполненной работы в установленный госзаказчиком срок.
Госконтракт поставки расторгается в случае:
- неоднократного нарушения сроков поставки;
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые неустранимы в приемлемый для госзаказчика срок.
Госконтракт на оказание услуг прекращается в одностороннем порядке:
- в любое время после возмещения исполнителю понесенных расходов.
Расторжение госконтракта поставщиком по 44-ФЗ
Основания для прекращения госконтракта в одностороннем порядке для поставщика совсем иные.
Подрядчик вправе расторгнуть госконтракт подряда в случае:
- непредоставления госзаказчиком информации, материалов, документации, если такое непредоставление препятствует исполнению госконтракта и контрактом не предусмотрено запрещение на расторжение контракта в таком случае;
- отказа от замены непригодных материалов для строительства, если по госконтракту предоставление материалов осуществляет госзаказчик.
Поставщик вправе прекратить действие госконтракта поставки в случае:
- неоднократной невыборки товаров;
- неоднократного нарушения сроков оплаты.
Неоднократное нарушение означает соответствующие нарушение осуществленное 2 и более раз.
Исполнитель вправе прекратить госконтракт на оказание услуг в любое время возмещения госзаказчику убытков в полном объеме.
Мы видим, что основания для расторжения госконтракта в одностороннем порядке различаются в зависимости от стороны госконтракта, которая инициирует расторжение. Чтобы прекращение госконтракта не было оспорено, соблюдается процедура расторжения и при расторжении в своем решении ссылаются исключительно на положения закона.
Расторжение контракта по 223-ФЗ
Прекращение госконтракта, который заключен в рамках 223ФЗ, четко законодательно не зафиксировано. Поскольку 223-ФЗ регулирует общие принципы закупок в данной сфере, конкретные закупочные процедуры и порядок взаимодействия госзаказчика и поставщика устанавливаются в положении о закупке конкретного госзаказчика.
Важно! Условия о возможности и порядке расторжения госконтракта в таком случае содержатся в госконтракте, положении о закупке и регулироваться общим положениями гражданского законодательства.
Ввиду такой неурегулированности, на практике возникают спорные вопросы при обжаловании действий госзаказчика или поставщика.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.