Могут ли отключить газ за неуплату? При соблюдении определенного порядка действий, ресурсоснабжающие компании имеют на это право. Но кроме отключения услуг управляющая компания и поставщики могут применить и другие меры. Если поставщики уже отключили свет за неуплату - что делать зависит от возможности быстро погасить задолженность или готовность обжаловать действия коммунальщиков.
Отключили свет, воду, газ за неуплату
Статья 153 Жилищного кодекса РФ вменяет оплату услуг ЖКХ в обязанность каждому совершеннолетнему, живущему в частной или муниципальной квартире. Вносить средства следует до 10 числа каждого месяца за услуги, потребленные в предыдущем месяце. Или в сроки, указанные в договоре с поставщиком. Оплачивать ЖКУ обязательно, но жильцы имеют право:
- оформить субсидию, если жилищное и финансовое положение семьи соответствует нормам данного вида господдержки, установленным ЖК РФ, Постановлением Правительства №761 и региональными нормативным актами;
- получить льготы, если в семье есть лица, имеющие на это право по законам "О ветеранах", "О соцзащите инвалидов";
- получить перерасчет начисленного платежа за газ, свет или воду за период, если жильцы уезжали и не могли пользоваться услугами - предоставляется за период от 5 дней и только при условии, что счетчики в квартире не могут быть установлены по техническим причинам.
Право отключить жилье от коммуникаций или ограничить доступ к ним на начальном этапе накопления долгов коммунальщикам предоставлено Постановлением Правительства № 354 "О предоставлении коммуслуг...". При длительном игнорировании обязанностей по оплате и накоплении внушительных долгов, граждане могут быть выселены из жилья, занимаемого по договору соцнайма или лишиться частного жилища в рамках взыскания задолженности по суду.
Когда могут прекратить оказание услуг ЖКХ
11-й раздел Постановления "О предоставлении коммуслуг..." позволяет ограничить или прекратить подачу ресурсов неплательщику при накоплении долга за конкретную услугу в размере двухмесячной абонплаты или на уровне потребления за этот период. При этом коммунальщики обязаны соблюдать следующий порядок действий:
- Направить должнику официальное предупреждение об ограничении доступа к услугам в случае неоплаты долга в течение 20 дней со дня получения уведомления.
Важно! Документ должен быть доставлен лично в руки должнику под роспись или письмом с уведомлением. Также предупреждение может быть вписано в очередную квитанцию на оплату или иным способом, который позволяет зафиксировать дату и факт получения жильцом нужной информации.
- При условии неоплаты, на 21 день поставка ресурсов может быть ограничена, но не прекращена.
- Если инженерные сети не позволяют ограничить снабжение, или же вопреки снижению напора воды или подаче ресурсов по часам, должник не рассчитался – еще через 10 дней поставщик вправе полностью отрезать квартиру от получения неоплаченных услуг.
Минимальный срок, когда может быть отключен свет, газ или другие коммунальные ресурсы - 3 месяца после последней оплаты. Если жилец нерегулярно или не в полном объеме, но вносит платежи - санкции к нему будут применены позже, по мере накопления задолженности в размере 2-месячного платежа в сумме.
Кто вправе приостановить подачу коммунальных ресурсов
Решение об отключении ЖКУ принимаются руководством организации, обслуживающей многоквартирный дом и обеспечивающий поставку каждого вида коммунальных ресурсов конкретному потребителю. В зависимости от формы управления домом, это может быть:
- управляющая компания;
- индивидуальный предприниматель, заключивший соответствующие договоры с производителем ресурса и жильцами;
- товарищество собственников жилья;
- жилищно-строительный кооператив.
Важно! Отдельное право на отключение за долги за нарушение правил пользования услугами имеют газоснабжающие компании.
Какие услуги ЖКХ отключить не могут
Согласно пункту 119 Постановления №354, даже при длительных неплатежах коммунальщики не отключают:
- отопление - инженерная инфраструктура не позволяет отключить одного абонента, так как это повлияет на циркуляцию теплоносителя в квартирах добросовестных плательщиков;
- холодное водоснабжение. Хотя при наличии технической возможности, поставщик может ограничить поставку услуги - снизить напор. Запрет не распространяется на канализацию, без которой пользование водоснабжением затруднено.
Действия потребителя после прекращения услуг ЖКХ
Обнаружив пропажу света или другого коммунального ресурса, жилец должен:
- зафиксировать, получал ли он предупреждение о необходимости оплатить;
- обратиться к поставщику услуги для уточнения причины отключения - неплатежи или авария, плановые работы.
Можно ли самому подключить свет, воду, газ
Даже если ограничение реализовано оборотом вентиля или отсоединением проводов, самостоятельно подключаться обратно нельзя по двум причинам:
- За самовольное подключение света или газа жилец может быть оштрафован на 10-15 тысяч рублей по статье 7.19 КоАП РФ.
- Если вследствие неквалифицированного вмешательства в инженерные сети произойдет авария, виновник будет нести ответственность за ее последствия. По статье 215.2 УК РФ гражданин может быть оштрафован на сумму до полумиллиона рублей, если в результате его действий коммунальное оборудование жизнеобеспечения выйдет из строя. Если при аварии погибнет человек, наказание может составить до 7 лет лишения свободы с выплатой штрафа до 80 тысяч рублей.
Что делать, если отключили свет за неуплату
Разрешать конфликты с коммунальщиками следует в правовом русле. Если долг начислен правомерно и при отключении соблюдены требования по предупреждению должника, ему нужно:
- в минимальные сроки погасить задолженность и оплатить услуги по обратному подключению. Возобновление услуги должно произойти в течение 2 дней после оплаты. Для ускорения процесса квитанцию лучше лично предоставить в УК;
- заключить с поставщиком услуг договор реструктуризации - соглашение о погашении долга частями на протяжении определенного периода - 1-3 года. Коммунальные услуги будут восстановлены в должном объеме после первого платежа, а реструктуризированный долг в период действия договора не будет являться основанием для нового отключения.
Если действия по отключению электричества и других услуг незаконны
Поводом для обжалования действий коммунальщиков могут быть необоснованное отключение абонента, несоблюдение сроков предупреждения и отключения. В зависимости от обстоятельств, жилец может обратиться в:
- подразделение жилищной инспекции;
- органы местной власти, курирующие жилищно-коммунальную сферу;
- прокуратуру;
- Роспотребнадзор;
- суд.
Если причиной отключения была ошибка со стороны УК или сбой в прохождении платежей, образовавший фиктивную задолженность, то нужно обратиться к руководству управляющей организации. После предъявления квитанций, подтверждающих добросовестность пользователя, подача коммунальных услуг должна быть возобновлена в кратчайшие сроки и без дополнительных платежей от гражданина.