Иногда в жизни предприятий появляется потребность в защите деловой репутации компании ввиду подрыва третьими лицами. При нарушении репутации фирмы снижается прибыль компании, что негативно влияет на дальнейшей хозяйственной жизни. Если установлена причины и виновника подрыва «доброго имени» компании, последняя вправе взыскать убытки и заставить опровергнуть распространенную информацию.
Как защитить деловую репутацию
Компания, которая претерпела подрыв собственной репутации, вправе защитить последнюю посредством использования двух путей (одного из двух):
- защита прав в гражданском порядке;
- защита прав потерпевшего в уголовном порядке.
Первый способ включает обращение в суд с иском о восстановлении репутации и взыскании суммы убытков. Второй способ представляет собой обращение в правоохранительные органы с заявлением о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по факту клеветы.
Начнем со второго способа, поскольку он более легкий для понимания.
Итак, вы выяснили, что в отношении вашей фирмы некто распространяет недостоверные сведения, которые компрометируют репутацию фирмы. Первое, что вы стоит предпринять — обратиться в полицию с заявлением по факту клеветы либо если данные распространителя известны, то можно сразу обратиться в суд с соответствующим заявлением, поскольку дела о клевете относятся к делам частного обвинения и могут быть рассмотрены сразу в суде в уголовно-процессуальном порядке.
Далее после возбуждения уголовного дела дознаватель (суд) проводит дознание по делу, установят виновное лицо и направят дело в суд (привлекут к уголовной ответственности).
Примите во внимание, что процесс дознания по делу подлежит контролю, поскольку ввиду занятости полиции, сотрудники не сильно заинтересованы в доведении дела до логического завершения.
Стоит отметить, обращение в полицию полезно тем, что в процессе дознания устанавливается виновное лицо и факты доведения информации до всеобщего сведения фиксируются, и если вы решитесь обратиться в суд с гражданским иском о защите деловой репутации фирмы, то шансов на удовлетворение иска гораздо больше, поскольку необходимые факты отражены в материалах дела и повторно не нужно обосновывать доказательствами.
Подготовка иска о защите репутации фирмы
Споры по защите репутации фирмы или гражданина сложны, ввиду специфики в доказывании фактов распространения информации, которая носит подрывающий характер. Такие иски редко удовлетворяются, поскольку заявители часто небрежно относятся к сбору доказательств и нормативному обоснованию и доказыванию взаимосвязи между распространением информации и наступившими последствиям. Поэтому, принимая решение о подаче такого иска, необходимо найти юриста, который специализируется на данных спорах и, имеются положительные решения в пользу клиентов. Самостоятельно готовить такой риск не рекомендуется.
При подаче иска в суд о защите деловой репутации компании необходимо доказать:
- факт доведения информации до сведения нескольких лиц;
- сведения о том, что распространенная информация носит подрывающую направленность;
- факт того, что распространенные сведения не отвечают действительному положению дел.
Доведение информации до сведения нескольких лиц осуществляется различными методами от простого устного выражения до размещения в Интернете и распространении в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, радио-, теле-передачах.
Важно! Если информация сообщается лицу, с личностью которого она связана, то это не является распространением.
Доказать такое распространение сложно. Все зависит от способа доведения информации до сведений нескольких лиц. Если информация содержится в публичном выступлении, СМИ, радио-, теле-передаче, то на практике требуется запись такого выступления. Если публикация произошла в сети Интернет, то для фиксации обращаются к нотариусу с целью составления протокола об обеспечении доказательств. Этот документ рассматривается как весомый в суде.
Непросто установить подрывающий характер распространенной информации.
Это - утверждение о совершении нечестного или неэтичного поступка, о нарушении компанией действующего российского законодательства, недобросовестности при ведении хозяйственной деятельности, не соблюдении обычаев делового оборота, которые подрывают репутацию фирмы.
Стоит отметить, что информация, которая носит оценочный характер и выражающая личное отношение распространителя не носит порочащий характер. Поэтому, чтобы «отмести» оценочность сведений, суды рекомендуют провести лингвистическую экспертизу, которая иногда проводится до подачи иска в суд или на судебной стадии разбирательства.
Важно! Следует доказать несоответствие распространенных сведений действительности.
Чтобы обосновать факт того, что конкретные утверждения не соответствуют действительности доказывают факт отсутствия таких обстоятельств.
Если, к примеру, распространена информация об обмане конкретного лица и неотправке ему заказанного товара, необходимо представить сведения о заказанных (приобретенных) товарах за конкретный отрезок времени.
Таким образом, видно, что споры о защите репутации фирмы сложны и не возможно порекомендовать конкретный алгоритм действий при разрешении такого спора.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.