При осуществлении закупок для государственных нужд заказчики не всегда руководствуются положениями закона и часто пренебрегают ими и даже нарушают.
В случае, если при желании подать заявку на участие в закупочной процедуре выявлены нарушения закона, следует обращаться в УФАС или в суд.
С момента принятия первого закона о госзакупках УФАС успешно выполняет функции по контролю за госзакупками, рассматривая поступающие жалобы.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с жалобой в ФАС на действия заказчика, то вам следует помнить, что:
|
Жалоба в ФАС на заказчика
Конкретной формы жалобы на действия госзаказчика не существует. Законодательство регулирует общие положения и требования к жалобе.
Выделяют следующие виды жалоб на заказчика:
- жалоба на действия заказчика (организатора, членов комиссии);
- жалоба на положения аукционной документации;
- жалоба, связанная с заключением контракта.
Вид жалобы определяет срок подачи в УФАС.
Выделяют следующие сроки:
- жалоба на действия заказчика (организатора) — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
- жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
- если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
- жалоба на действия госзаказчика, связанная с заключением контракта, — не позднее даты заключения госконтракта.
Важно не нарушить все сроки, иначе жалоба будет возвращена заявителю. Если же сроки нарушены, нужно сразу обращаться в суд. Но это не дает гарантии на удовлетворение иска — нужно обосновать, по какой причине нарушены сроки.
Требования к жалобе в ФАС
В жалобе на действия заказчика указываются:
- сведения о заказчике и заявителе (наименование, ФИО, адрес, телефон, электронная почта);
- номер торгов на официальном сайте;
- существо нарушения;
- список приложений.
Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. Конкретный перечень не установлен. На практике прилагаются аукционная (конкурсная) документация, скриншоты с электронной площадки, заявка на участие со всеми документами. В зависимости от существа нарушения могут быть приложены иные документы.
Рекомендации к составлению жалобы:
- жалоба должна быть краткой, но нормативно обоснованной;
- без излишнего цитирования законодательных актов;
- доводы в жалобе излагаются четко, понятно;
- каждый довод нужно обосновать доказательствами;
- основные положения в жалобе можно выделять жирным или курсивом для наглядности.
К заседанию комиссии по рассмотрении жалобы следует хорошо подготовиться. Нужно продумать возможные или имеющиеся контрдоводы и подготовить свои возражения на них.
Успех рассмотрения жалобы зависит от ее грамотности, обоснованности и поведения участников заседания. Но главное значение имеет обоснованность жалобы.
Как подать жалобу в ФАС на заказчика
Жалоба в УФАС на действия заказчика направляется:
- в письменной форме;
- в электронной форме.
В письменной форме жалоба может подаваться:
- в канцелярию УФАСа;
- по почте или курьерской доставкой.
В электронной форме жалоба направляется на электронную почту УФАСа.
Жалоба подписывается руководителем организации (предпринимателем) или уполномоченным представителем с приложением доверенности, где указываются полномочия на подписание жалобы в УФАС.
В электронной форме жалоба подписывается квалифицированной электронной цифровой подписью руководителя или уполномоченного лица.
Жалоба возвращается заявителю в течение 2 рабочих дней с даты подачи, если она:
- не содержит установленные законом сведения и документы;
- не подписана или жалоба подписана неуполномоченным лицом;
- подана после истечения установленных сроков;
- по аналогичной жалобе принято решение суда или контрольного органа.
Заявитель вправе отозвать жалобу до даты принятия решения УФАСа.
Закон позволяет заказчику направить возражения на жалобу в УФАС за 2 рабочих дня до даты рассмотрения.
Стоит отметить, что в последнее время в Интернете появилось несколько сервисов по подготовке жалобы в УФАС в автоматическом порядке путем ответа на вопросы, которые задает система. Но не советуем ими пользоваться, поскольку велика вероятность ошибки, и только квалифицированный юрист, специализирующийся на госзакупках, может подготовить грамотную и обоснованную жалобу.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.