Бухгалтерский учет в бюджетных организациях различается с тем, что используют коммерческие организации. План счетов бухгалтерского учета устанавливается организацией самостоятельно, опираясь на законодательные критерии.
Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета
Согласно нормам Федерального закона “О некоммерческих организациях” №7-ФЗ, под учреждениями бюджетной сферы понимают организации некоммерческого типа, открытые в Российской Федерации с целью оказания государственных и муниципальных услуг, реализации госпрограмм.
Существует три вида учреждений, финансируемых из бюджета:
- казённые;
- автономные;
- бюджетные.
Бухгалтерский учет в них осуществляется согласно требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ.
Рассмотрим сравнительную характеристику регулирования деятельности каждого из трех видов:
Сравнительный критерий |
Бюджетное |
Автономное |
Казённое |
Какой закон регулирует бухгалтерский учет |
Закон №7-ФЗ |
Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ |
Бюджетный Кодекс РФ |
Чем занимается |
Предоставляет населению услуги в области медицины, образования, социальной защиты, науки |
Предоставляет населению услуги в области медицины, образования, социальной защиты, науки |
Оказывает государственные услуги и выполняет определенные функции |
Может ли использовать доход от деятельности в своих целях |
Да |
Да |
Нет, все деньги перечисляются в бюджет |
Источники финансирования |
Субсидии |
Субсидии |
Средства из бюджета |
Документ-основание расходования средств |
План финансово-хозяйственной деятельности |
План финансово-хозяйственной деятельности |
Бюджетная смета |
Где открыт расчетный счет |
В Федеральном казначействе |
В казначействе и в банке |
В Федеральном казначействе |
Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении
Автономные, бюджетные и казенные учреждения ведут финансово-хозяйственную деятельность согласно следующим правилам:
- учет в разрезе КОСГУ и КБК;
- контроль за исполнением доходного и расходного раздела планового документа - сметы или ПФХД;
- распределение расходов на кассовые и фактические.
Учреждения бюджетной сферы сдают отчетность в вышестоящие инстанции. Периодичность предоставления документов разная: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.
Инструкции по формированию и подаче отчетности, ее формы и правила их заполнения описаны в:
- Приказе Минфина РФ “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” от 28 декабря 2010 г. №191н.
- Приказе Минфина РФ “Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений” от 25 марта 2011 г. №33н.
Отличается от коммерческих организаций и бухгалтерский баланс учреждений бюджетной сферы. Различие заключается в структуре активов и пассивов.
Основные правила осуществления бухгалтерского учета в бюджетных, казенных и автономных учреждениях:
- Учет ведется исключительно в рублях.
- Он осуществляется непрерывно, начиная с даты государственной регистрации организации.
- Используется бюджетный план счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти...” от 1 декабря 2010 г. №157н.
- Операция регистрируется в форме двойной записи по корреспондирующим счетам.
- Аналитические данные должны быть идентичны оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
- Каждая операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
Учетную политику учреждения бюджетной сферы разрабатывают самостоятельно.
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений
Организации используют бюджетный план счетов, утвержденный Приказом Минфина №157.
Указанный регистр актуален для государственных органов и для учреждений бюджетной сферы. Но в едином плане имеется отметка, что государственные организации разных типов должны использовать свой план счетов:
- автономные — согласно Приказу № 183н от 23.12.2010;
- бюджетные — в соответствии с Приказом № 174н от 16.12.2010;
- казенные — Приказ № 162н от 06.12.2010.
Бюджетный план счетов состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета делятся на 5 типов:
- Нефинансовые активы.
- Финансовые активы.
- Обязательства.
- Финансовый итог
- Санкционирование расходов.
На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах.