Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) ведет свою деятельность на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322, федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами. В её непосредственные обязанности входит проверка деятельности всех аптек.
Какие документы могут проверять
Проверять аптеку Роспотребнадзор начинает с анализа:
- свидетельства о государственной регистрации;
- устава и иных учредительных документов;
- лицензии на осуществление фармацевтической деятельности;
- документа о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН) и постановки на учет в налоговом органе;
- юридического адреса и договора на аренду помещения;
- документов по санитарному режиму и пожарной безопасности.
Важно! Каждая аптека должна разместить у себя стенд с информацией для потребителя с копией лицензии на фармацевтическую деятельность, книгой отзывов и предложений, графиком работы, законом «О защите прав потребителей», номерами телефонов вышестоящих организаций.
Особое внимание контролирующий орган уделяет организационно-правовым документам:
- трудовым договорам;
- должностным инструкциям;
- приказам по личному составу.
У сотрудников аптеки должны быть сертификаты и соответствующее фармакологическое образование, медицинские книжки. Обязательно проверяется корректность оформления журналов учета продукции.
Порядок проверки
Чтобы успешно пройти проверку, руководство аптеки должно изучить соответствующие нормативные акты, которые определяют основания ответственности и пределы полномочий проверяющих. Порядок проверок аптек определяет административный регламент, утвержденный приказом Минздрава РФ № 14 от 23.01.2015 г. Сотрудники Роспотребнадзора имеют право назначать внеплановые и плановые проверки. Ежегодный план проверок можно увидеть на сайте www.roszdravnadzor.ru.
Плановая проверка в сфере оптовой торговли лекарственными средствами проводится не чаще 1 раза в 2 года, розничной – 1 раза в год.
Внеплановая проверка назначается на основании:
- жалоб граждан, государственных и общественных организаций;
- информации в СМИ о нарушениях в деятельности;
- требований прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим обращениям и материалам.
Важно! Поступившие в контролирующие органы жалобы и заявления, на основании которых проводится проверка, не могут быть анонимными и должны содержать конкретные факты.
Результаты проверки
По результатам проверки аптеки Роспотребнадзор составляет заключение, в котором указывает выявленные нарушения закона и излагает рекомендации в виде мероприятий по их выполнению. Когда обнаруживают конкретных виновников, то выписывают предписания по их наказанию. Если требования проверяющего инспектора не были выполнены, руководителей аптеки или ИП привлекают к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Вместо штрафа может быть вынесено постановление о приостановке предпринимательской деятельности сроком до 3 месяцев, которые даются на устранение нарушений. При более серьёзных нарушениях, угрожающих распространением инфекционных заболеваний, кроме штрафных санкций, возможна передача материалов в судебные инстанции. Последние вправе привлечь руководителя аптеки или ИП к уголовной ответственности в виде лишения свободы.
Чтобы избежать больших штрафов или приостановления деятельности аптеки, следует хорошо подготовиться к проверке и быть в курсе изменений законодательства в этой сфере. Помочь это сделать могут квалифицированные юристы, разбирающиеся в нюансах фармакологической деятельности.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.