Потребители нередко становятся жертвами неподобающего поведения со стороны сотрудников магазинов, кафе, салонов красоты и прочих аналогичных заведений. Если работники общественного заведения, выполняющие какие-либо работы или оказывающие услуги, своей некомпетентностью или непозволительным отношением причинили человеку страдания, он вправе потребовать с них компенсацию морального вреда. Что такое моральный вред по закону о защите прав потребителей, и как взыскивается данная компенсация?
Что такое моральный ущерб
Под этим термином законодатель подразумевает физические и душевные страдания, которые испытывает человек из-за нарушения его прав, в данном случае – прав потребителя. Моральный ущерб может выражаться в следующих формах:
- Болевые ощущения, вызванные сильным эмоциональным потрясением, например, сердечный приступ.
- Душевные страдания: переживания, волнения, страх.
- Постоянные иди длительные физические или психические заболевания, например, продолжительная депрессия.
- Постоянный эмоциональный дискомфорт и другие аналогичные негативные состояния.
Кто вправе претендовать на компенсацию морального вреда
С точки зрения Закона РФ «О защите прав потребителей», № 2300-1, моральный ущерб может быть нанесен:
- Покупателю продовольственных и непродовольственных товаров.
- Заказчику каких-либо работ или услуг.
- Гражданину, перекупившему товар у первоначального покупателя в период действия гарантии на него, если в это время в вещи обнаружила производственный брак.
- Перекупщику, приобретшего вещь «с рук» – от первоначального покупателя, если в течение срока ее службы обнаружился существенный дефект.
- Гражданам, не являющимся покупателями или заказчиками, которым был нанесен ущерб вследствие небезопасности товара, работы или услуги. К примеру, человек купил бракованную деталь на автомобиль, из-за чего произошла авария, в которой пострадали третьи лица. Данные граждане имеют полное право требовать компенсации морального ущерба от производителя или продавца данной детали. Ответчик зависит от того, по чьей вине был допущен дефект.
За что можно требовать моральную компенсацию
Пострадавший имеет право претендовать на возмещение морального ущерба можно в следующих случаях:
- Гражданину незаконно отказали в заключении договора. Купля-продажа считается публичной офертой, подразумевающей устное соглашение между продавцом и покупателем. Если, к примеру, гражданин решил купить коробок спичек и подал продавцу 5-тысячную купюру, последний не вправе отказать, даже если у него фактически отсутствует сдача.
- В приобретённом товаре выявлен производственный брак.
- Исполнитель не соблюдает сроки оказания услуги или выполнения работы.
- Продавец не предоставил покупателю инструкцию по использованию технически сложного товара, из-за чего последний сломал или уничтожил его.
- Реализованный товар оказался опасным и нанес ущерб жизни, здоровью или имуществу как потребителя, либо третьих лиц. К примеру, купленный детский конструктор имел острые детали, о которые поранился ребенок.
Важно! Если продавец не отказывается от своей вины и прилагает все возможные усилия к исправлению ситуации, это не снимает с него обязанности возмещения морального вреда.
Какую сумму можно получить в качестве компенсации морального вреда
В законодательстве нет четко установленной суммы данной выплаты. Все зависит от обстоятельств конкретного дела и личного мнения судьи. Законодатель подчеркивает, что сумма компенсации морального ущерба должна устанавливаться в разумных пределах.
В процессе судебных разбирательств устанавливаются следующие факты:
- Степень виновности ответчика: продавца, подрядчика, исполнителя, производителя. Если неполадки в работе вещи или срыв сроков выполнения работ/оказания услуг произошли по вине самого истца, о возмещении не может идти и речи.
- Поведение в суде. К примеру, если продавец не желает решать вопрос и не является в суд, либо ведет себя на заседании грубо и вызывающе, это приводит к еще большим страданиям со стороны истца. Негативные последствия для последнего увеличиваются, поэтому может повыситься и сумма компенсации.
- Сила и длительность страданий потерпевшего. Этот пункт тесно переплетается с предыдущим. Если продавец не выходит на связь, либо открыто хамит покупателю, это вызывает еще больший стресс для него.
- Масштаб наступивших последствий. Если ребенок слегка поранился о небезопасную деталь конструктора – это одно, и совсем другое, если из-за неисправной детали машины произошла авария, в которой серьезно пострадало несколько человек.
Пострадавший имеет право заявить абсолютно любою сумму, которую он желает получить в качестве моральной компенсации. Она не зависит от стоимости товара, материального состоятельности продавца, исполнителя и прочих аналогичных факторов.
Важно! Возмещение морального ущерба может выражаться исключительно в денежной форме. Нельзя требовать, от ответчика новый товар или оказание дополнительной услуги.
Как показывая практика, в большинстве случаев суды ограничиваются следующими суммами:
- 5000-10000 руб. – в обычных конфликтах;
- 20 000 руб. – если спор длительный и сложный, а продавец упрямый и бескомпромиссный;
- 30 000 руб. и выше – если причинён вред здоровью.
Сумма компенсации зависит от региона. К примеру, в столице, базовые расценки можно смело умножить на 2, а в регионах с низким уровнем жизни – наоборот, уменьшить.
Как правильно требовать компенсацию с продавца или исполнителя
Есть 2 способа решения конфликта:
- Досудебный.
- Судебный.
Перед тем, как идти в суд, следует обратиться к продавцу с письменной претензией. Она составляется в свободной форме с указанием следующих данных:
- Информация о продавце: Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, название магазина и т.д.
- Сведения о заявителе: Ф.И.О., адрес, контактный телефон.
- Суть ситуации.
- Просьбу добровольно возместить моральный вред.
- Сумму компенсации.
- Срок, в который заявитель ждет ответ. Обычно указывают 10-15 дней.
- Намерение обратиться в суд, если вопрос не будет урегулирован в мирном порядке.
- Дата и подпись.
Судебные прения – длительный и сложный процесс, поэтому следует приложить все усилия к тому, чтобы договориться с обидчиком на досудебном этапе. Для этого нужно уделить особое внимание составлению претензии. Вот основные правила оформления документа:
- Потребителю следует быть убедительным в обосновании своих требований.
- Не нужно запрашивать чересчур большую сумму.
- Можно призвать продавца к поддержанию его положительного имиджа и хорошей деловой репутации.
- Следует выразить искреннее желание уладить ситуацию мирным способом, без обращения в вышестоящие инстанции.
Если продавец представил неудовлетворительный ответ, либо вовсе проигнорировал обращение, пришло время идти в суд. Исковое заявление составляется по общим правилам, предусмотренном ст.131 Гражданским процессуальным кодексом РФ. В нем указываются:
- Наименование суда, в который подается ходатайство.
- Данные истца и ответчика.
- Описание сложившейся ситуации.
- Упоминание о досудебной попытке урегулирования спора.
- Сумма, требуемая к возмещению.
- Список приложенных документов.
- Дата и подпись истца.
Если человек не может или не хочет ходить на судебные заседания лично, он может воспользоваться услугами представителя, оформив нотариальную доверенность. Если ответчик проиграет, ему придется компенсировать истцу все судебные расходы: на составление иска, на адвоката и т.д. Поэтому лучше заручиться помощью грамотного правозащитника. Это существенно повысит шансы на успех.
Как доказать моральный вред в суде по защите прав потребителей
Если дело перешло в судебную плоскость заявителю придется лично доказывать факт того, что ему нанесен моральный ущерб.
В качестве доказательства своей позиции истцу можно будет предоставить:
- заключение независимой экспертизы, подтверждающее наличие заводского брака в товаре.
- медицинское заключение или справку от врача;
- письменные или устные показания свидетелей;
- иные подтверждающие документы – например, акт о ДТП.