Зачастую налоговая служба не спешит исполнять требования и рассматривать обращения граждан, ссылаясь на огромную загруженность.
Помните, что законодательством установлены сроки, в которые требования заявителя должны быть рассмотрены. В ст. 88 НК РФ отмечено, что срок проверки обращения по налоговым спорам — 3 месяца. За десять дней лица, проверяющие жалобу, вправе оформить акт проверки. Если она подтвердила вашу правоту, налоговой инспекции отводится 3 дня, чтобы ваши требования выполнить (для возврата излишних сумм уплаченного налога, пеней, сбора, штрафа).
Как правильно составить жалобу на решение налоговой
Жалоба составляется в свободной форме, но включает:
- ФИО и место жительства заявителя, который подает претензию, или название и адрес предприятия, подающего жалобу;
- название налогового органа, решение которого обжалуется, или ФИО должностного лица, действия (бездействие) которого нарушают ваши права;
- основания для подачи жалобы;
- требования лица, которое подает жалобу;
- ссылки на законодательство, по которым, как вы считаете, ваши права нарушены.
- подпись и дата;
- перечень прилагаемых документов.
Важно! Вы можете отнести жалобу в налоговую инспекцию лично, подать в электронной форме или направить обращение по почте.
Куда подать жалобу
- Направить жалобу необходимо в вышестоящий налоговый орган, но через ту инстанцию, чьи действия вы обжалуете (ст. 139 НК РФ).
- Прокуратура. Наличие функции общего надзора дает данным органам контролировать действия любого госоргана. Но на практике прокуратура вмешивается в налоговый спор редко, реагируя только там, где в действиях налоговой службы есть признаки уголовного деяния.
- Судебный орган. Юрисдикция судов распространяется на правоотношения, что создает предпосылки для направления жалобы на действия налоговиков именно в суд. Наряду с очевидными плюсами (независимость судебной инстанции, высокий уровень квалификации лица, которое рассматривает дело), обращение в суд сопряжено и с некоторыми недостатками, основным из которых считается долгий срок судебного разбирательства.
Оптимальный вариант — подача апелляционной жалобы на решение налогового органа сразу во все инстанции, которые вправе отменить незаконное постановление налогового органа или же повлиять на него.
Сроки рассмотрения апелляционной жалобы в налоговый орган
Решение налоговой службы по жалобе принимается в течение 30-ти дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководством налоговой службы (его заместителем) для получения сведений, нужных для рассмотрения обращения, у нижестоящих налоговых структур, но не более чем на 15 рабочих дней. Кроме того, о принятом решении налоговый орган обязан уведомить (в письменном виде) лицу, подавшему жалобу, в течение 3-х рабочих дней с момента принятия.
Важно! НК РФ не прописана обязанность вышестоящего налогового органа сообщать налогоплательщику о продлении срока рассмотрения апелляции. Таким образом, налогоплательщик, не получивший решение от вышестоящего налогового органа по истечении месяца и 3-х дней, не имеет причин считать, что вышестоящий налоговый орган все сроки рассмотрения жалобы нарушил.
Вступление в силу решения после рассмотрения апелляционной жалобы
Постановление нижестоящего налогового органа вступает в силу со времени его утверждения вышестоящим налоговым органом.
В том случае, если вышестоящий налоговый орган, который рассматривает апелляционную жалобу, изменяет постановление нижестоящего налогового органа, вердикт (с учетом изменений) вступает в силу с момента принятия решения соответствующей службы.
Как правило, на практике вышестоящий налоговый орган меняет решение только в сторону снижения доначислений, их повышение на этой стадии случиться не может.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.